[Typo3-UG Russia] (fwd) Re: ???? ?? ??????? ? ????????

Michael Shigorin mike at osdn.org.ua
Fri Nov 25 09:30:12 CET 2005

-- forwarded message --
From: Denis Nikiforov <denis/ural.org>
Newsgroups: fido7.ru.linux
Subject: Re: Есть ли будущее у линукса?
Date: Fri, 25 Nov 2005 10:32:26 +0300

Hello, Alex!
You wrote to Denis Nikiforov on Fri, 25 Nov 2005 02:41:00 +0500:

 AK> ниасилил. Вероятно потому что не понимаю норвежского. (лень искать
 AK> что там по-английски)

Thesis (submitted 15/5-2002): Model-based User Interface Design
http://www.idi.ntnu.no/~hal/publications/thesis/thesis.pdf

 AK> Я предпочитаю практиков. В смысле тот самый
 AK> парсер. ;-) Хотя его изобретатели и ушли от него (ну, во всяком
 AK> случае, уходят).

А он и есть практик, n-ое кол-во лет занимался разработкой
пользовательских интерфейсов в какой-то конторе на Common Lisp'е. Сейчас
они перешили на Java и работают над вполне реальным и "практическим"
инструментом для разработки UI в промышленном масштабе. В диссере об
этом говорится более конкретно.

Если в нескольких словах...

Прежде всего, они окинули взглядом процесс разработки UI с высоты
птичего полёта. Сформулировали задачи, проблемы, исходные
данные. Описали некоторые существующие подходы и пр. Затем, (это и есть
их "золотой путь" (с)) применили для понимая проблем, решения задач
подходы применяющияся уже относительно давно и успешно для разработки
софта вцелом. Представь 3-х мерный график с такими осями:

1) x: проблема <--> решение
2) y: высокая гранулированность <--> низкая
3) z: неформальная (информативная) <--> формальная

Перед нами (допустим штатом из сотни программистов, дизайнеров,
верстальщиков, тестеров, ...) поставили задачу: создать такой-то UI. Hа
этом этапе можем представить наш UI в начале координат. Т.е. пока
существует только абстрактная (без погружения в детали) постановка
задачи на неформальном языке (набросок на листе бумаги, устные
рекомендации и пр.). Hаша задача: получить конкретное (на конкретном ЯП,
используя конкретный тулкит на конкретной платформе) решение (рабочий
программный продукт) на формальном языке (который может "понимать"
машина в данном случае). Для этого мы должны создать множество
промежуточных, взаимосвязанных моделей. Модели более близкие к началу
координат являются спецификациями для более удалённых. А последние можно
использовать для рефакторинга первых.

Таким образом, нам нужен некий язык (или несколько) помогающий
представить наш UI в любой точке на этом графике. Hапример, дизайнеры
будут работать (создавать модели UI) на достаточно неформальном уровне,
их модели будут передаваться, например, верстальщикам, которые будут
использовать в своих моделях уже конкретные виджеты. Программистов уже
больше интересует как прицепить всё это к программной логике и т.д.

В диссере описываются 3 языка: RML (для описания предметной области и
всего остального), TaskMODL (для описания workflow, задач, выполняемых
юзерами), DiaMODL (для описания абстрактных и конкретных объектов
интерфейса). Используя эти языки (диаграмки типа UML) весь штат
совершенно разных специалистов может взаимодействовать и решать
поставленные задачи.

Hе очень связно я, конечно, всё описал, но сократить 200-страничную
диссертацию до нескольких строк не просто...

Это не первая работа, которую я прочитал по MB-UI. В др. работах (в том
числе и в упоминавшемся тобой парсере) пытаются создать какой-то
универсальный язык или расширить уже существующие, зацикливаются на
каких-то совершенно не принципиальных деталях, на синтаксисе, пытаются
из какой-то частности выдавить что-то универсальное. Этот же диссер даёт
понимание важных вещей, после чего можно хоть на php интернет-магазины
делать, хоть UI масштаба предприятий создавать.

--
WBR, Denis Nikiforov.
-- end of forwarded message --